Домашняя Вверх Новости О породе Родословная Альфа Тайгер Спата Мои первые собаки Фотогалерея Видео Интересно о собаках Наши друзья Ссылки Гостевая и форум Карта сайта


 

Вверх

 Патологические страхи

(страх перед незнакомыми людьми, громкими звуками, машинами, другими собаками и т.д.)

 

 

 

Возможные причинные факторы

- Ограниченный индивидуальный опыт контактов в раннем возрасте например, с незнакомыми людьми, детьми, уличным шумом и т.д. в течение трех первых месяцев жизни)

- Влияние психических травм/негативных переживаний (например, наказание; дорожно-транспортное происшествие; нападение других собак; дети, дразнящие собаку; громкие звуки, раздающиеся вблизи)

- Генетические факторы (можно предположить в том случае, если чувство страха не является результатом индивидуального опыта, полученного в раннем возрасте)

- Непреднамеренное вознаграждение/поощрение со стороны владельца собаки (например, непреднамеренное поощрение пугливого поведения; сильные проявления эмоций со стороны хозяина или его попытки уклониться от общения усиливают проявление страха в поведении собаки в определенных ситуациях/в ответ на определенные раздражители)

 

Возможные меры коррекции

- Исключение проблемных ситуация (в особенности, если страх проявляется в очень сильной форме)

- Исправление ошибок владельцев собак (например, отказ от практики непреднамеренного поощрения)

- Методы систематической коррекции поведения (систематическая десенсибилизация, выработка противоположного рефлекса; чрезмерное раздражение)

- Выработка послушания обычными методами (с целью улучшения возможности владельца собаки контролировать ее поведение в проблемных ситуациях)

- Отказ от контрпродуктивных методов коррекции поведения (например, не допускать ситуаций, в которых у собаки сильно проявляется чувство страха)

- Медикаменты (например, в некоторых случаях показано применение транквилизаторов или антифобических седативных средств (анксиолитиков)

- Обучение правильному поведению в проблемных ситуациях (не обращать внимание на пугливое поведение и стимулировать, поощрять спокойное поведение в проблемных ситуациях)

- Усиление превосходства владельца собаки (если недостаточное превосходство имеет отношение к проблемному поведению животного)

- Усиление авторитета владельца собаки (с целью улучшения возможности владельца собаки контролировать ее поведение в проблемных ситуациях)

Далее о некоторых методах коррекции чуть более подробно.

 

Укрепление авторитета владельца собаки

Еще одной особенностью многих случаев чрезмерного страха является сдержанное отношение владельцев собак к рекомендации вести себя жестко и в зародыше подавлять неподчинение. Такие люди или жалеют собаку, когда они видят или им кажется, что она испугана, или опасаются, что резкие слова или строгий командный голос еще больше запугают животное. Поэтому будет весьма целесообразно посоветовать некоторым владельцам собак не мириться с неподчинением со стороны собаки независимо от того, насколько та испугана. Конкретные рекомендации зависят от особенностей каждого случая.

Хозяину собаки можно рекомендовать игнорировать попытки животного останавливаться или изменять направление движения, а также резко дергать за поводок, чтобы заставать упрямца идти вперед. Кроме того, в некоторых ситуациях целесообразно резко отругать собаку, точно так же, как в подобных условиях поступают с нормальным животным. Каждому владельцу собаки необходимо четко разъяснить, что его питомца, как и любую другую собаку, необходимо приучать подчиняться в таких условиях голосу или жестам хозяина независимо от того, испуган он или нет. Для этого может потребовать «еще немного больше жесткости», в особенности, если принять во внимание, что мягкость и сочувствие к собаке скорее обострят, чем решат проблему.

 

Усиление превосходства владельца собаки

Безусловно, приведения выше характеристика невоспитанной собаки, которая пытается увести хозяина в другую сторону и игнорирует его команды, в результате чего ее приходится брать на руки, позволяет предположить, что, по меньшей мере в некоторых случаях в отношениях между собакой и владельцем может присутствовать элемент борьбы за лидерство. И на самом деле многие пугливые собаки действительно проявляют стремление к лидерству, причем даже в агрессивной форме. Поэтому владельца собаки необходимо подробно расспросить о ее реакции на подаваемые команды в других ситуациях. Как ведет себя собака – рычит на других членов семьи, просто неохотно выполняет команды или часто ведет себя навязчиво и вызывающе?

 

Отказ от контрпродуктивных методов коррекции поведения

Иногда хозяину собаки кажется достаточным дать животному возможность побывать в ситуации, вызывающей испуг. Они считают, что рано или поздно животное усвоит, что с ним ничего не будет, и станет вести себя спокойно. Это теоретически верно в том смысле, что если заставить собаку достаточно продолжительно время находиться в ситуации, вызывающей испуг, то в конце концов она в какой-то степени успокоится. Однако для того, чтобы начался процесс привыкания, нужны целые часы, а не несколько минут, как считают владельцы собак. А если раздражители, вызывающие испуг у собаки, действуют в течение слишком короткого времени, недостаточного для привыкания к ним, это, скорее всего, лишь усугубит проблему.

 

Рекомендуемые меры коррекции поведения

Некоторые рекомендации, которые можно использовать во многих случаях:

- В данный момент необходимо исключить ситуации, в которых собака испытывает сильный испуг.

- Необходимо постоянно полностью игнорировать любые проявления испуга в поведении собаки (например, дрожь, попытки спрятаться). Это значит, что собаку не следует гладить, брать на руки, разговаривать с ней или пытаться отвлечь, когда та не проявляет признаки страха.

- Если проблемы в поведении собаки проявляются во время прогулок, например, она отказывается идти дальше, хозяин должен просто не замечать этого и продолжать движение, не уделяя внимания собаке, независимо от того, что она будет делать в попытке его удержать.

- Во всех отношениях (обучение, контроль поведения, наказание) к собаке следует относиться как к совершенно нормальному животному и обращаться с ней соответствующим образом.

- Если собака не подчиняется команде прекратить нежелательное поведение (например, продолжает резко дергать за поводок или лает на прохожих), хозяину необходимо продемонстрировать свое превосходство и достаточно резко обругать собаку, чтобы добиться мгновенного прекращения такого поведения.

- Необходимо постоянно в какой-либо форме поощрять собаку, если она нормально ведет себя в ситуациях, которые обычно вызывают испуг.

 

Сценарий А

Примеры упреждающего вмешательства для уменьшения страха собаки перед велосипедистами.

- Если собака гуляет без поводка, то, как только покажется велосипедист, но еще до проявления первых заметных признаков страха, ее следует подозвать к себе и поощрить за выполнение команды. Как только собака подошла к хозяину, ей дают команду «сидеть» или «лежать». За выполнение этих команд собака получает вознаграждение. Ее поощряют также, если она уделяет совсем мало внимания проезжающему мимо велосипедисту.

ИЛИ

- Как только собака увидит приближающегося велосипедиста, хозяин подзывает ее к себе радостным голосом до того, как в ее поведении начнут проявляться признаки испуга. Хозяин пытается увлечь собаку ее любимой игрой (например, погоней за мячом). Хозяину следует уделить игре все свое внимание и не обращать внимания на велосипедистов. В такую игру следует играть с собакой только в это время.

- Если хозяин слишком сильно сомневается в успехе применения этого метода, упражнение следует проводить в таком месте, где велосипедисты находятся от собаки на большем расстоянии. Когда собака приучится игнорировать велосипедистов в такой ситуации, через несколько дней или недель можно вновь выполнять упражнение в месте, расположенном более близко к тротуарам или велосипедным дорожкам.

 

Сценарий Б.

Собака немного испугана, но не проявляет агрессивность по отношению к детям.

- Ежедневный контакт с понимающими, терпеливыми детьми, которые ждут, пока собака сама подойдет к ним, а не пытаются навязать ей тесное общение, может способствовать постепенному уменьшению страха.

- После того, как хозяин в течение нескольких дней обучал собаку выполнению четырех основных команд, ему на смену приходят дети, которые ежедневно занимаются с животным. В конце концов именно ребенок должен стать единственным человеком, который поощряет собаку, играет с ней и т.п.

Сценарий В.

Пример применения метода систематической коррекции поведения с целью уменьшения страха, испытываемого собакой перед поездками в автомашине (например, собака дрожит, скулит, пускает слюни, открыв пасть и высунув язык, громко, коротко и быстро дышит).

- Решающее значение имеет следующее: необходимо тщательно отрабатывать каждый этап упражнения, пока собака не научится соблюдать полное спокойствие в этой ситуации, не проявляя ни малейших признаков страха, и лишь затем переходить к следующему этапу.

1 Во время двух-трех коротких ежедневных занятий необходимо использовать лакомство в виде поощрения для того, чтобы приучить собаку к выполнению четырех основных команд. Упражнение проводится сначала дома, а затем на открытом воздухе. Лакомство собака должна получать только в это время.

2 Отработайте выполнение четырех основных команд рядом с машиной, причем двери должны быть закрыты.

3 Повторите это же упражнение при открытых дверях.

4 Поощрите собаку лакомством, если она запрыгнет в припаркованную машину и, находясь в ней, выполнит команды хозяина.

5 Поощрите собаку за выполнение четырех основных команд в машине с закрытыми дверями.

6 Поощрите собаку за выполнение основных команд в машине при работающем двигателе (но не трогаясь с места).

7 Поощрите собаку, если она продолжает сидеть или лежать, не проявляя признаков страха, когда вы включаете передачу.

8 Поощрите собаку за спокойное поведение после того, как вы проехали несколько метров.

9 Постепенно увеличивайте продолжительность этих коротких поездок (остановитесь сначала через 5, затем через 10, 20, 30, 50 и т.д. метров, не забывая при этом поощрить собаку, если она спокойно сидит на месте).

10 Постепенно еще больше увеличьте продолжительность этих поездок.

Если при этом собака в какой-то момент испугалась, это значит, что вы действовали слишком быстро. В этом случае необходимо вернуться к тому этапу, когда собака не проявляла страха, и начать сначала. Однако при этом необходимо переходить от одного этапа к другому медленнее. Если же животное слишком сильно напугано, это означает, что вам, по-видимому, потребуется заниматься с ним ежедневно в течение нескольких недель (по описанной выше методике), чтобы преодолеть страх.

 

Надежда Хрипунова, зоопсихолог ветеринарного центра «Зовет».

http://www.dog-me.ru


 

Фобии и нежелательные рефлексы у щенка

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ СИЛЬНЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ НА ЩЕНКА.
ФОБИИ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

 


Действие раздражителя зависит не только от абсолютной (то есть, не зависимой от собаки) силы какого-нибудь явления, но и от состояния нервной системы. Так, спокойно идущий навстречу человек вызывает разную реакцию днем, когда вокруг животного много прохожих, и ночью, когда на сотни метров вокруг этот человек - единственный посторонний. Немаловажно также субъективное состояние собаки - голод, физическая боль способны изменить ответную реакцию практически на любой раздражитель.

Но нервная система щенка имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при воспитании животного. Рассматривая эти особенности, мы ведем речь о нормальной собаке с сильной нервной системой. На практике отклонения могут быть достаточно сильными, особенно в случае недостаточного племенного качества щенка.

По мере взросления щенка нервная система проходит несколько стадий развития, и поведение животного несколько раз полностью меняется. Вместе с поведением также несколько раз существенно меняется реакция собаки на сильные раздражители.

Первая стадия - от 3 недель до 2,5 месяцев (раньше 3-х недельного возраста рассматривать поведение собаки как цельную систему просто не имеет смысла). В это время щенок активно изучает местность, знакомится с окружающим миром. Проявлений агрессивности в это время нет (а если есть, то такие проявления можно расценивать скорее как попытки общения). Раздражители, какие бы сильные они ни были, вызывают скорее интерес и стремление исследовать явление, а никак не испуг. Поэтому в этот период необходимо стараться шире знакомить щенка с окружающей обстановкой, подбирать для прогулок разную местность и различные раздражители.

Многие кинологи-любители могут заметить, что вышеприведенное требование противоречит рекомендациям ветеринаров, которые советуют не гулять со щенком до проведения всего комплекса прививок. Давайте задумаемся: чем руководствуются не слишком с моей личной точки зрения добросовестные врачи, давая такие рекомендации? Их задача заключается в том, чтобы после совсем недешевых прививок не дать собаке заболеть и умереть. Многие любители слепо следуют совету таких врачей и в точности выполняют все, что советует ветеринар. И лишь значительно позже владельцы таких щенков начинают замечать, что поведение животного не соответствует норме: собака начинает бояться буквально всего на улице, реакции на сородичей и на людей непредсказуемы, часто истеричные. Серьезные, с огромным трудом некорректируемые проблемы возникают также с отправлением естественных надобностей - собака просто не понимает, с чего это вдруг ей надо теперь ходить в туалет на улице. Со всеми этими проблемами любой ветеринар отсылает владельца собаки уже к дрессировщику, ведь все это уже - проблемы поведения. Но большинство дрессировщиков не работает с психически неполноценными щенками.

Вторая стадия развития - от 2,5 до 4 месяцев. Это так называемый "первый период страха". В это время воздействие сильных раздражителей способно вызвать стойкие фобии - боязнь тех или иных явлений.

Собака моего друга - настоящая "боевая машина", которую он долго и успешно применял для работы в одном из спецподразделений (сука, немецкая овчарка). К нервной системе животного претензии предъявить сложно: собака управляема, надежна, способна работать под любым давлением. Короче говоря, боевая собака в классическом варианте. Но есть у нее один "пунктик". Собака ненавидит кошек. То есть, это не простая заинтересованность - животное при виде кота становится полностью неуправляемо. Причина такого поведения мне известна: в возрасте примерно 3 месяцев щенка сильно напугал кот. В компетенции моего друга сомневаться не приходится, но ему за несколько лет работы с собакой так и не удалось хоть как-то скорректировать ее реакцию на кошек.

В течение второй стадии развития нервной системы вы должны постараться свести к минимуму воздействие сильных раздражителей. Старайтесь гулять все время в одном и том же месте (к которому щенок привык раньше). Контролируйте воздействие сильных, незнакомых раздражителей. Если на собаку все-таки произвело сильное впечатление какое-либо явление, не пытайтесь приучать щенка к раздражителям в таком возрасте. Вам лучше подождать, пока собаке не исполнится 5-6 месяцев, и после этого постараться постепенно приучить животное к обстановке, в которой оно проявило испуг.

Третья стадия развития нервной системы - от 4 до 7 месяцев. Это время некоторые специалисты называют "периодом независимости". Щенок начинает активно знакомиться с местностью, стремится при этом исследовать незнакомые явления и предметы. Собака может убегать очень далеко. Животное в этот период делает первые попытки изменить свой иерархический статус. Агрессивные проявления носят в основном демонстративный характер. Животные с возбудимой, подвижной нервной системой могут в этом периоде убегать от хозяев, долго и "сознательно" не подходить по команде. Если ваш питомец обладает достаточно сильной и подвижной нервной системой, то не удивляйтесь и не воспринимайте трагично его попытки мотать вам нервы на прогулке. Сохраняйте спокойствие, продолжайте методично и последовательно вырабатывать навыки послушания.

В этот период можно исправить многие ошибки социализации, которые были допущены в раннем возрасте щенка. Нервная система животного готова воспринимать довольно сильные раздражители и вам стоит использовать эту возрастную особенность. Больше гуляйте с собакой, постарайтесь сделать так, чтобы для щенка не осталось незнакомых ситуаций. Обратите внимание также на признаки доминирующего поведения. В этом возрасте самое время поставить животное на место.

Четвертая стадия развития нервной системы - от 7 до 9 месяцев.
"Второй период страха". Нервная система становится вновь восприимчива к воздействию сильных раздражителей, так как этот механизм необходим для формирования и закрепления четких понятий "свой - чужой", принадлежности территории, межстайных отношений. Помощник, посторонний человек, испугавший собаку в этот период, вызывает скорее настороженность, чем испуг.

В этот период крайне важно дать собаке основные представления о том, чего нельзя делать. Легко вырабатываются навыки отказа от корма, найденного на улице и предлагаемого посторонними; навыки сопротивления попыткам чужого человека управлять собакой. Эффективна также выработка правильного порядка перехода улицы, закрепление "тормозных" навыков послушания: выдержки, прекращение нежелательного поведения. Необходимо также выработать базовые приемы защитной дрессировки, особенно связанные с прекращением атаки при отсутствии сопротивления помощника и по команде. Если над этим не поработать сейчас, в дальнейшем добиться четкой управляемости будет гораздо сложнее.

Нужно помнить, что раздражители чрезмерной силы, действующие в этом периоде на собаку, способны в дальнейшем вызвать агрессивную реакцию (у собак со слабой нервной системой - реакцию избегания). Например, практика показывает, что приучение к выстрелам (хлопкам) в этом периоде чревато выработкой стойкой агрессивной реакции, направленной на любого, кто находится ближе к источнику звука. Подобное случается даже если выработка навыков защиты одновременно с приучением к выстрелам не проводилась. Самое неприятное, что агрессивная реакция начинает проявляться позже, когда ее уже трудно скорректировать.

Следующий период развития - после 9 месяцев. Он характеризуется постепенным укреплением нервной системы, снижением ее чувствительности, возрастанием уровня агрессивности и проявлением доминирующего поведения. Если ваш питомец к этому времени не оброс "багажом" фобий, комплексов нежелательного поведения в ответ на определенные раздражители, то можно с большой долей уверенности полагать, что этого не случится и в дальнейшем. Если же вы что-то упустили в воспитании щенка, то в этом возрасте еще можно пробовать исправить ошибки "малой кровью".

http://zverushki.tomsk.ru


  Rambler's Top100   Яндекс цитирования

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

ЛЮБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ И ФОТОГРАФИЙ С САЙТА ТОЛЬКО ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ВЛАДЕЛЬЦЕМ.

Последнее обновление: 10.03.2008       Контакт:   Телефон: 8-912-49-65-609  

Hosted by uCoz