Домашняя Вверх Новости О породе Родословная Альфа Тайгер Спата Щенки - Puppies Мои первые собаки Фотогалерея Видео Интересно о собаках Наши друзья Ссылки Гостевая и форум Карта сайта


 

Вверх

Здесь я собираю интересные, душевные истории про животных, бередящих душу и пробуждающих некое новое чувство по отношению к братьям нашим меньшим.


Много рассказиков также находится на моем форуме. Сходить...


 

Четыре собачьих жизни


Галина Медведко
Говорят, у кошки 9 жизней. А сколько их у собаки? Никогда об этом не слышала. Но знаю точно, что может быть больше одной. Сама тому свидетель. Четыре жизни прожил пес из моего детства по кличке Пушок.

Хотя прошло около 30 лет, помню его как живого, потому что дружба с этой собакой повлияла в дальнейшем на мою судьбу. Именно благодаря Пушку я полюбила собак, стала уважать и понимать их. Сейчас профессионально занимаюсь разведением собак нескольких пород, выпускаю литературу о собаках.

Что же касается Пушка, то он был совсем не пушистый. Это была крупная, и размером, и видом напоминавшая западно-сибирскую лайку, дворняга песчаного цвета. Крепко сбитая, костистая, со стоячими ушами и хвостом, который то лежал на спине, то поднимался серпом. Отчетливо помню свои детские впечатления: тогда Пушок был уже пожилым, очень авторитетным псом и проживал уже свою вторую жизнь, наверное потому, что первую он должен был по всем медицинским законам оставить на колоде для рубки дров.

В годовалом возрасте, когда случилась эта трагедия, Пушок был молодым игривым кобельком. Его хозяин, мой дядя Федя, рубил дрова. Пес вертелся возле ног, и сколько дядя Федя на него не покрикивал, не прогонял, собака не уходила, лезла играть. И получилось, что в какой-то момент Пушок подсунул голову на колоду. Дядя, конечно в последние доли секунды ослабил удар, но все равно топор вошел в череп собаки. Вошел ровно посередине - от переносицы до ушей. Брызнула кровь, дядя Федя страшно закричал, выдернул топор, а обмякшее тело собаки сползло на землю.

Это было за несколько лет до моего первого приезда в деревню, но дядя Федя показывал мне эту колоду (ею больше не пользовались), и всегда у него дрожали пальцы, когда он закуривал сигарету, рассказывая о том кошмаре.

Как можно помочь собаке с разрубленным черепом в глухой деревушке на Брянщине?

Дядя Федя рассказывал, как после шока он кинулся спасать своего пса. Но под руками, кроме глины и кучи золы из бани, ничего не было. Вот мужик и залепил кровавую рану красной глиной и черной золой, а потом положил бездыханного пса на колени и просидел так до вечера. Умирающую собаку положили на сено в предбанник, уповая на чудо.

И чудо свершилось, вопреки всем законам медицины. Пес не умер, около недели он неподвижно лежал в сене, а дядя Федя понемногу вливал ему в рот парное молоко.

Так Пушок возродился к жизни второй раз. Правда, он очень долго поправлялся, ходил, говорят, странно, по диагонали, лапы долго еще его не слушались, и хвост висел палкой. Но за несколько лет он постепенно оправился. Когда меня стали привозить на каникулы к бабушке, Пушок был уже здоровой собакой, только посреди лба у него был незарастающий шрам. И он никогда не разрешал гладить себя по голове.

Он чувствовал себя во дворе хозяином: жил под крыльцом, пользовался полной свободой. Его никогда не держали на цепи. Но далеко от двора пес не уходил, целыми днями лежал у калитки на куче песка, сливаясь с ним. Хозяева любили его, и он отвечал им тем же, исправно неся службу сторожа. Он даже отличал своих кур от чужих, которых нещадно гонял. И с соседскими дворнягами он давно и прочно выяснил отношения: на его территорию никто и носа не смел сунуть. Но однажды появился чужак, и разыгралась трагедия, в результате которой жизнь Пушка должна была оборваться во второй раз.

Я помню это происшествие до последних мелочей, хотя прошли десятилетия. Был жаркий летний полдень, все трудоспособное население работало в поле. На деревенской улице возле нашего дома возилась детвора. Я качалась на качелях, Пушок, как всегда, лежал на куче песка.

Появление Чужака на деревенской улице сопровождалось гробовой тишиной. Как-то вдруг разом затихло и кудахтанье кур, и щебет птиц. Соседская собачка и куры, неподвижно замерев, смотрели в одну сторону. Чувствуя что-то странное, стали оглядываться и дети. И вот все увидели Его. По центру улицы, низко опустив голову, монотонной, какой-то механической рысью бежал большой рыжий с черной спиной гончак. Он был страшно худой, живой скелет, но самое страшное - из его пасти и с вывалившегося языка прямо-таки текла пена.

Никто из нас, детей, тем более кур и собак, не читали про бешенство. Но у всех мгновенно родилась одна и та же мысль. "Бешеный! Бешеный! Тикайте!" - выйдя из оцепенения, закричал кто-то из пацанов. Взвыла и пулей бросилась под забор соседняя собачка. Дети, как всполошенные куры, стали носится по улице, пытаясь на что-нибудь влезть. За несколько минут они вскарабкались на тополя, к которым были привязаны качели. Я в одно мгновение взлетела на сук, находящийся на высоте около 3 метров (больше этот трюк я никогда в жизни не смогла повторить).И только мой двоюродный брат Генка, толстый, ленивый Генка, никак не мог забраться на дерево. Ему пытались помочь, подавали руку. Но он даже не мог хорошенько подпрыгнуть.

Бешеный пес, не сбавляя темпа, свернул с дороги и порысил к мальчику, который от страха только прижался к дереву и тонко визжал. Когда Бешеный добежал до Генки, ребенок как-то сообразил и стал пятится от пса, не отрываясь от дерева. Тополь был толстым, и Генка кружил вокруг него, а за ним бежал пес. Я до сих пор помню полосу белой пены, которая, как петля, охватила дерево. Такой "танец смерти" долго продолжаться не мог, пес загнал ребенка и ему оставалось только поднять голову для укуса. И вот в последнюю секунду, как в кино, когда Бешеный поднимал и поворачивал голову, на него обрушился серо-желтый снаряд из шерсти, клыков и когтей. Это был наш Пушок. Я не видела его в суматохе, но верный пес не мог оставить человека в беде. По тому, как вся шерсть на Пушке стояла дыбом, хвост зажат под животом, все зубы оскалены, было видно, что Пушку страшно, смертельно страшно, что он понимает, кто его противник. Но для настоящего пса долг превыше всего.

Отшвырнув Бешеного от ребенка, Пушок начал свой смертельный бой. Я никогда бы не поверила в это, если бы не была тому свидетелем. Собака вопреки инстинкту самосохранения шла умирать за человека.

Бой был долгим. Пушок оттеснял Бешеного от деревни в сторону луга, в мокрую ложбину. Там они, оба мокрые и уже черные от грязи, бились около часа. За это время сбежались женщины, старик инвалид и вся деревенская ребятня. Люди полукольцом окружили болотце, пытаясь вилами и палками помочь Пушку убить Бешеного. Но страх был очень велик, как только Бешеный подкатывался ближе к людям, они с визгом отбегали. Пушок, совершенно измотанный, шатаясь, хватал Бешеного за зад и тащил в болотце. В конце концов оба пса затихли. Пушок все-таки сумел схватить Бешеного за горло и притопить в грязи. Он долго не разжимал клыки, лежал, тяжело дыша на теле врага.

Тут к людям вернулась смелость. Стали шептать: "Пушка тоже надо пристрелить, он же заразился". Такие разговоры все усиливались. Уже побежали за ружьем, появились мужики. Я плакала, но понимала, что люди правы. Пушок это тоже понял. Он открыл глаза, тяжело поднялся, посмотрел на толпу и, даже не отряхиваясь, мокрый, поплелся через болотце в лес. Он уходил умирать, унося смертельную болезнь дальше от людей. Так закончилась его вторая жизнь.

Но через два месяца Пушок вернулся. Этот факт никоим образом не объясним с точки зрения медицины.

Он вошел во двор тихим августовским вечером, когда все семья ужинала на веранде. Он появился в проеме дверей, осторожно вильнул хвостом, сделал несколько шажков и остановился, как бы спрашивая: "Примете, хозяева?" Я закричала: "Пушок! Ты живой! Ты вернулся!" - и побежала навстречу. Как-то сразу стало ясно, что он не опасен. Иначе бы он не вернулся. Затем его окружили все, сначала осторожно, затем все смелее, гладя его страшно худое, но с хорошей чистой шерстью тело. Несмотря на худобу, у него был вполне здоровый вид и ясные глаза. "Ничего, откормим", - отвечая на общий немой вопрос, сказала бабушка и принесла миску молока. Пушок занял свое законное место под крыльцом. Я стала носить ему всякие вкусности, и он быстро поправился. Когда меня увозили в город на учебу, то провожать меня к воротам вышел наш большой здоровый Пушок. Я уезжала счастливая, надеясь на встречу следующим летом с псом, который родился в третий раз.

Следующее лето и еще одно прошли для Пушка благополучно. До того рокового августовского вечера, когда грянул внезапный выстрел и оборвалась третья жизнь Пушка.

Это подло, из засады выстрелил в Пушка один деревенский отщепенец, которого за глаза все звали "куркуль". Был он страшно жаден, про таких говорят "зимой снега не выпросишь". Нелюдим жил на краю деревни, возле леса. Он постоянно у всех что-то подворовывал, особенно в колхозе. Пушок его ненавидел и постоянно облаивал, мешая воровать возле хозяев. И вот перед уборочной ворюга решил убрать честного сторожа, чтобы тот не мешал его ночным вылазкам.

Поздний вечерний выстрел раздался как гром, потом страшно "закричала" собака и долго выла на одной ноте. Взрослые и дети бросились на звук и увидели лежащего на левом боку Пушка, под лопаткой у него была большая рана.

Мы окружили его, пытались поднять, но он очень страшно рычал, начал "перебирать" лапами. "Отходит", - сказал кто-то. Дядя Федя и еще несколько подростков бросились в кусты, искать стрелявшего подонка. А Пушок потихоньку повернулся, лег на живот и начал ползти в сторону дома. До себя дотронутся не давал, реагируя на все попытки грозным рычанием.

Странная процессия тронулась к деревне. Мы, дети, которые всегда уважали и побаивались Пушка, убирали с его пути все ветки, камни, разрывали руками горки земли, чтобы облегчить его путь. А за ним тянулась широкая кровавая дорожка. Таким способом Пушок наконец-то добрался до стога сена возле нашего двора. Совсем обессилевший пес ткнулся мордой в сено и посмотрел на меня. Я поняла, что он хочет здесь лечь, и мгновенно выкопала углубление в основании стога. Пушок медленно вполз в него и затих. В это время вернулись из леса злые, так и не нашедшие стрелявшего мужчины. Бабушка принесла миску парного молока, которое столько раз спасало Пушка. Миску мы подсунули к самой морде, и пес, не открывая глаз, начал медленно лакать. "Может, опять выживет?" - родилась у всех надежда.

И опять, вопреки всем мыслимым законам он выжил! В третий раз!

Через две недели он перешел под крыльцо. Теперь на его теле было две незарастающие раны - на голове и боку.

Четвертая жизнь Пушка была недолгой - всего 2-3 года. Он ослеп, плохо слышал, морда его стала совсем седой. Он зимовал уже в доме возле печки и редко выходил на улицу. Сколько ему было лет - никто толком не помнил. В последнюю его зиму в доме завели другую собаку - толстого веселого щенка. Старый гордый пес, видимо, принял это близко к сердцу, обиделся и в первые погожие апрельские дни ушел из дома, чтобы больше никогда не вернуться.

Он умер, не досаждая своим хозяевам лишними хлопотами. Но хозяева долго искали его в лесу. А мы, ватага приезжающей на каникулы детворы, целое лето прочесывали ближайший лес в надежде найти останки этого Великого Пса и захоронить их. Дядя Федя даже сделал деревянный крест и вырезал его имя.

Но Пушок ушел в вечность, задав нам еще одну свою загадку.

Осталась только память об этой замечательной собаке. Я стала совершенно иначе смотреть на мир людей и собак.

http://www.zooprice.ru


"ВЫСТАВОЧНЫЕ" люди
 

Это не признанная FCI порода. В их доме бардак (не всегда), в то время как вольеры идеально чисты. Они преодолевают тысячи километров, тратят баснословные суммы на бензин, гостиницы, еду, чтобы привести домой хотя бы малюсенький кубок и ленточку. Часами беседуют по телефону с другими собачниками только на им двоим понятном языке. Могут забыть дату дня рождения супруга, но ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕМПИОНАТА - никогда!

Мы индетифицировали новую болезень, вероятно вызваную вирусом "обладания собакой". Эта болезнь, очевидно, уже существует в течение значительного времени, но только недавно наука индентифицировала эту болезнь и начала изучать ее. Мы назвали ее Синдромом Приобретенной Собачьей Одержимости(СПСО). Сначала, СПСО, как предпологагалось, имел психологическое происхождение, но после того, как два молодых исследователя внезапно решили стать собачниками-выставочниками, мы поняли, что имеем дело с инфекционным вирусом. Эпидемиолог индентифицировал три стадии этой болезни и ее типичние симптомы. Вот - стадии и симптомы, известные на данный момент.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ - легкие симптомы:

1. Вы думаете, что выставка собак за 300 километров от дома - это близко
2. Вам начинает нравиться вставать в пять часов утра, чтобы покормить и прогулять собаку
3. Вы думаете, что проводить несколько часов в день, тренируя собаку - это здорово
4. Вы думаете, что тратить менее трех тысяч долларов в год на выставки - это скромно
5. Вы не можете представить жизнь без собаки!!!

ВТОРАЯ СТАДИЯ - серьезные симптомы:

1. Когда вы покупаете машину, первым делом, о котором вы думаете - сколько клеток, или собак влезет в машину
2. Когда вы ищете себе новый дом, вы бесспокоетесь о том, достаточно ли места в округе для того чтоб выгуливать собак, есть ли лес, речка
3. На собачью еду вы тратите больше, чем на семью
4. На ветеренаров вы тратите столько же, сколько на докторов
5. У вас нет денег, потому что вы свозили собак на выставку
6. Вы покупаете в год больше одной машины, потому что гарантия на 70 тысяч километров быстро кончаеться, когда вы возите собак на выставку
7. фоток ваших собак больше, чем фотографий вашей семьи
8. Большинство ваших разговоров крутится вокруг собак

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - неизлечимая:

1. С утра вы просыпаетесь и обнаруживаете, что посадили своих детей в клетки, а собак положили в детские кровати
2. Вы знаете имя и родословную каждой своей собаки, но не знаете, что это за незнокомец ошивается в вашем доме, а потом оказываетья, что это ваш муж (жена, теща и т.д.)
3. Соседи, настаивают, что все дети которые бегают вокруг вашего дома и нервируют собак, ВАШИ!
4. Вы все время говорите вашим детям "лежать" и удивляетесь почему им не нравиться ошейник и цепь
5. Вы платите в фонд по защите собак колледжа, в которам учатся ваши дети
6. Вы ездите по выставкам так часто, что забываете, где живете
7. Когда ваши родные говорят: "Или собаки, или мы", вы выбираете СОБАК!

У вас есть симптомы этой страшной болезни? У вас еще есть надежда!

Источник: http://forum.petsinform.com/


Афоризмы о собаках


Собака - единственное существо, воочию видевшее своего Бога.

Лучшее, что есть у человека-это собака.

Ваша собака всегда находится не по ту сторону двери.

Все равно: человек заводит собаку, чтобы не было чувства одиночества. Собака в самом деле не любит оставаться одна.

Друг собаки - это звучит гордо.

Друга человека легко узнать по наморднику и строгому ошейнику.(((

Если бы собаки научились говорить, мы лишились бы последнего друга.

Если бы собаки умели говорить, они бы не казались такими умными.

Обожаю собак за их привязанность к хозяевам и особенно к столбам. )))

Хорошие собаки умирают только если нападают на чудовище, пытаясь защитить хозяина.

Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем


Был один зеркальный зал .Он состоял из тысячи зеркал.И однажды туда забежала злая собака которая увидела тысячу злых собак и подумала что мир состоит из таких же злых собак.

Потом забежала добрая собака и увидела тысячу добрых собак и подумала что мир состоит из таких добрых собак.
Мораль: какой ты таким тебе кажется мир.

Собака считает хозяина слишком высокой и ненормально сообразительной собакой

Жизнь собак слишком коротка, это их единственный недостаток.

Если вы приютите бродячую собаку, она вас никогда не укусит. В этом принципиальная разница между собакой и человеком.


Собаки умеют разговаривать с людьми

Ученым удалось доказать, что собачий лай, скорее всего, является попыткой собаки "поговорить" с хозяином, сообщает Independent.

Результаты исследования, опубликованного в издании New Scientist, гласят, что между человеком и собакой выработался звуковой коммуникационный канал, посредством которого лучшие друзья человека пытаются общаться со своими хозяевами.

Группа исследователей во главе с доктором Адамом Миклоши (Adam Miklosi) поставила эксперимент, в котором приняли участие 90 человек и 10 собак. Животных помещали в определенную обстановку и записывали их лай, после чего людям предлагали прослушать запись собачьего лая и определить, в какую ситуацию попало животное. Оказалось, что в основном люди правильно определяли, что именно приключилось с собакой. "Судя по всему, люди реагируют на какие-то конкретные звуки в лае", - говорит доктор Миклоши.

Ученые отмечают, что информационная составляющая обнаружена только в лае домашних собак.
 

Оказывается, собаки умеют смеяться?

Оказывается, смех собаки действует успокаивающе на её четвероногих собратьев, решили вашингтонские учёные. Специалист по изучению поведения животных Патрисиа Симонет говорит, что когда собаки играют, они смеются, и этот смех заразителен - он предается и другим собакам.

Еще четыре года назад Симонет провела эксперимент: она записала на диск «обычный лай» и особые звуки, издаваемые собакой, которые, по её мнению, не что иное как смех. Диск воспроизводили в помещении, где находилось несколько собак. Услышав обычный лай в записи, собаки не обратили на него никакого внимания, продолжая гавкать. Но как только включили собачий смех, все 15 собак, не прекращавших лаять, вдруг резко замолчали. Теперь подобным способом успокаивают собак в одном из региональных центров помощи животным. Симонет уверена, что эти звуки положительно влияют на собаку, избавляя её от стресса, когда та сидит в конуре и помогает собаке лучше приспособиться к новым условиям. По словам Симонет собачий смех чем-то похож на тяжелое фырканье, и такие звуки очень много значат для животных при общении друг с другом. То, что животные умеют смеяться, ученые выяснили некоторое время назад, проведя исследования, подтвердившие, что смех присущ грызунам, собакам, шимпанзе и некоторым другим животным.
 

СОБАКИ УМЕЮТ СЧИТАТЬ

Птицы и грызуны понимают, когда одна груда предметов больше другой. Но чтобы считать, животное должно осознавать, что один предмет из группы – это один номер, и что последний номер в последовательности – общее количество объектов.

Такая математическая способность наблюдается у многих приматов. Роберт Янг, специалист по поведению животных в Епископальном католическом университете в Бело Горизонте, Бразилия, считает, что она присуща и собакам. Чтобы проверить свое предположение, Янг и его коллега Ребекка Вест из университета Де Монтфорта в Линкольне, Великобритания, использовали метод, с помощью которого было доказано, что пятимесячный ребенок умеет считать.

Суть метода в следующем: перед ребенком ставят несколько игрушек, затем их закрывает экран. Младенец наблюдает, как убирают или добавляют несколько кукол. После этого экран убирают и показывают ребенку окончательный результат. Если экспериментатор разыграл ребенка и тайком убрал или добавил куклу, ребенок смотрит на игрушки намного дольше. Видимо, это связано с тем, что он считает игрушки и их число противоречит его ожиданиям. Янг и Вест повторили опыт на 11 дворняжках, используя собачьи лакомства. Оказалось, что собаки значительно дольше смотрели на те миски, в которых количество лакомств не соответствовало их ожиданиям.

Собаки-гимнасты

Любителям собак давно известно, что эти животные превосходные прыгуны. Но немногие знают, в какой мере у собак может быть развита эта способность при соответствующей дрессировке. У одного бельгийца есть овчарка, совершающая прыжки в 6 м длины. Имеются собачьи рекорды в 7 и 8 метров. Прыжки в высоту выполняются собакой с той же ловкостью, что и прыжки горизонтальные; рекорд для вертикального прыганья - 3 с половиной метра."


"Ко мне, Мухтар!"

Как снимали сцены с собаками

 

 С  этим псом  я познакомился в 1959  году. Подлинное его имя -- Султан. Позднее  я  придумал  ему  псевдоним  --  Мухтар.  Вот как  состоялось  наше знакомство. Султан  стоял  передо мной,  застекленный  в стенной  нише,  его длинная, густая, но тусклая шерсть  уже  была трачена временем  --  уборщицы  музея изредка выбивали из нее пыль. На двух стендах по бокам ниши рассказана была трудовая биография пса. Пожалуй, легче и привычней всего мы укладываем жизнь работяги в цифрах; на стендах и были выведены эти внушительные  цифры,  не привлекшие моего  пристального  внимания: за  десять лет  своей работы  в ленинградском уголовном розыске Султан участвовал в  пяти тысячах операций, задержал более тысячи  преступников,  нашел  похищенного  имущества  на  общую сумму  в три миллиона рублей... 

Израиль Моисеевич Меттер. Сценарист.  

Из  всего  этого  не  складывался  для  меня  характер  пса, его особая индивидуальность и личная  судьба. Эти стендовые цифры  как бы  принадлежали все  тому же  застекленному пыльному чучелу --  они были  так же мертвы  для меня. Помимо них на стендах, при помощи хитрой системы тумблеров, зажигались десятки маленьких лампочек, освещавших поэтапно картинное изображение одного из наиболее знаменитых преступлений, раскрытых Султаном.

 Испытывая  острую и  стойкую  неприязнь  к  детективной  литературе,  я остался равнодушным и  к этой посредственной  живописи.  Однако перед  самым моим  уходом  один  из  работников музея  рассказал мне походя драматический финал жизни  Султана  -- его  бесприютную  тяжкую  старость. Вот тогда-то  и дрогнуло мое сердце. В судьбе этого пса я увидел нечто человеческое.

 Быть   может,   кому-нибудь  подобная   точка  зрения   и  представится порочной,-- кажется, она  даже  имеет  специальное научное  наименование  -- антропоморфистская, но  мне решительно безразлично,  к какой  графе  отнесет наука мою любовь  и уважение к  собакам.  Я не  оговорился, употребив  слово "уважение". Ленинградский биолог  профессор  В.  Я. Александров  сказал  мне как-то, что,  слишком  легко и просто  рассуждая  о  поведении  животных, мы зачастую проявляем некое  homo-чванство:  нам чудится, что поскольку человек -- высшее,  сложно  мыслящее  существо,  то психика  собаки  уже  совершенно элементарна, ограничена  считанным  количеством  условных  рефлексов, лишена какой бы то ни было загадочности и доподлинно нам понятна.

 Лично  же мне  многое  непонятно  в  поведении животных, а  к  явлениям сложным и неясным для меня я привык относиться с уважением.

 Казалось бы, увидев по-иному жизнь  этого  пса, я должен  был еще и еще раз  стремиться  навестить  его  в  Ленинградском криминалистическом  музее. Однако чучело Султана уже мешало моему разыгравшемуся воображению, и я более ни разу не испытывал желания взглянуть на него.

 Идя по  его давнему следу, я прежде всего  разыскал бывшего  проводника Султана  -- отставного майора Бушмина.  К  слову сказать, Петр  Серапионович Бушмин -- ныне покойный -- ничем не напоминал младшего лейтенанта Глазычева, которого я  изобразил в моей повести и в сценарии фильма  "Ко мне, Мухтар!". Ничем, кроме одного свойства: любви к своей собаке.

  Поначалу  мне  казалось,   что  Бушмин  несколько  преувеличивает   ум, понятливость  псов.  И однажды, когда я в очередной раз  мягко  усомнился  в этом, он насупился,  обернулся к углу моей комнаты, где на  подстилке дремал мой  добрейший кучерявый  эрдель, и  спросил:

--  Как зовут вашего  пса? 

-- Тришка.

-- Любит он вас?

-- По-моему, любит.

-- А вот  вы  попробуйте сделать так. Каждое  утро, сидя  с супругой за столом,  говорите ей:  "Тришку надо  продать.  Продать надо  Тришку". А она, конечно,  ответит:  "Ни в коем случае!" Дней пять побеседуйте так, и ваш пес станет  относиться к вам  совершенно иначе -- он отлично  поймет, что вы для него предатель.

 Я не  стал производить этот рискованный эксперимент: дружба с моим псом была для меня намного дороже, чем установление даже научной истины.

 Задолго  до начала съемок  нам уже было ясно, что роль  пса Мухтара  не сможет  исполнять одна  собака: действие  в сценарии  происходит  в  течени семи-восьми лет, сперва Мухтар  -- молодой полуторагодовалый пес, а  к концу фильма ему уже  лет десять -- возраст  это солидный,  в переводе на  людские параметры -- почти пенсионный. Значит, сперва  на экране должна жить молодая собака,  а  затем,  на   глазах  у  зрителя,  она  постепенно  стареет.  Для артиста-человека   это  задача   не  слишком  сложная:  его   соответственно гримируют, надевают  седой или лысый парик, артист  изменяет  свою  походку, голос,--  в общем, повторяю,  даже  посредственный актер с подобной  задачей посильно справляется.

 Но ведь пса  не загримируешь. Ему не  наденешь  парик. Его не заставишь ходить старческим шагом. И толщинку на  него не напялишь, чтобы изменить его фигуру, сделав его более матерущей.

 Было, правда, и еще одно дополнительное  обстоятельство, из-за которого следовало загодя думать  о  "запасных"  псах. Дело  в том, что  на съемочной площадке зачастую  царит такой  кавардак, такая сумасшедшая нервозность, что даже люди  переносят все это с  трудом,  а  уж дисциплинированным собакам -- совсем невмоготу, они могут  взбеситься  от  ярости  на  кинематографические беспорядки.

 Вот почему было  решено, что нашей съемочной группе понадобятся три пса разного  возраста, одинаковой  чепрачной масти. По мере необходимости  можно будет подменивать этих  собак на съемках, и у зрителей создастся достоверное впечатление, что годы идут, Мухтар дряхлеет.

 Однако в первый же день съемок оказалось, что мы ошиблись в расчетах. Двух   служебно-розыскных  собак  нам  уделило  на  все  время   работы министерство охраны  общественного порядка.  Это были взрослые, злые, хорошо обученные  своему делу  псы из  московского  милицейского  питомника. Третью собаку, самую  молодую,  киностудия  "Мосфильм" купила по объявлению. Она  и стала той единственной, которая отзывалась на кличку Мухтар; купили ее  месяца за четыре  до начала  съемок,  поселили на территории студии  и, кормя  трижды в  день, приучали ее к новому  имени -- на самом-то деле при рождении бывший хозяин нарек этого пса Геком.

 Нрав   у  него  был  еще  полущенячий,  веселый,   малопослушный,  весь окружающий мир  лежал  у его нелепых толстых лап и принадлежал лично ему.  В группе  его  полюбили,  но особых актерских талантов,  кроме искренней  юной непосредственности, у Мухтара  не обнаружилось. И снимали его  только  в тех эпизодах, где следовало подчеркнуть молодость пса, не более того.

 Забегая вперед,  с  грустью скажу,  что дальнейшая жизнь этого  Мухтара сложилась невесело. После окончания съемок он оказался ненужным "Мосфильму". А  на  балансе студии висела сумма,  уплаченная при  его покупке. И  Мухтара продали  во  второй  раз. Он  попал в  семью,  где  вскорости тоже  оказался лишним,-- супруги разводились. И Мухтара продали в третий раз... Когда тебя, даже если ты собака, трижды перепродают из рук в руки на протяжении трех лет -- радости мало. Есть от  чего озлобиться на человечество!.. И  Мухтар  стал кусаться,  зачастую  бессмысленно,  кидаясь  уже  и  на тех  людей,  которые совершенно неповинны в его печальной судьбе. В общем-то, картина знакомая...

 Первый же съемочный день опрокинул все точные расчеты директора группы, страстно им составленные и много раз утвержденные. Случилось нечто, никем не предвиденное: производственный план смяли собаки.

 Фильм был запущен в  работу в  Стояла  в  ту  пору лютая  стужа. Группа выехала в Подмосковье, расположилась в селе -- здесь в планировалось отснять зимнюю натуру. По сюжету сценария зимние эпизоды -- в конце фильма, с конца, задом  наперед,  он  и  снимался. В  кино это бывает  нередко, важно ведь не упустить соответствующую погоду.

 По   плану  на  первый  съемочный   день  пришелся  тот   эпизод,   где служебно-розыскной пес Мухтар со  своим проводником Глазычевым идут по следу бандита, убившего колхозного  сторожа.  В снежном поле вьюга,  метель, ночь, следы бандита  переметает  поземка. Именно  это и  следовало запечатлеть  на пленке. Далеко не  все  зрители  знают, что метель на  киноэкране, так сказать, искусственная  --  ее делают на  съемках при  помощи ветродуя. А ветродуй -- штуковина на редкость, до омерзения, шумная. Это мощный мотор,  приводящий в неистовое движение  огромный самолетный пропеллер. Установленный в  поле,  в глубоком снегу, ветродуй запускается, с ревом  вертится  пропеллер,  вздымая далеко вокруг тучи снежной пыли. Это и есть кинематографическая метель. Ее и снимают кинооператоры, оставляя, конечно, за кадром ревущую адскую машину.

 Все и было  сделано,  как положено:  долго  и кропотливо  устанавливали осветительную  аппаратуру  --  на  свирепом морозе  это не  так-то просто,-- режиссер и  оператор,  окоченев до синевы и переругиваясь осипшими голосами, выбрали   точки  съемок,  моторист  запустил  ветродуй,--   вьюга  поднялась знатная!-- и  вот тут-то получился чудовищный конфуз. Служебно-розыскной пес Урал, бесстрашный зверь,  не раздумывая  кидающийся на человека, стреляющего из  пистолета в упор, Урал, который  не  моргнув глазом  валил преступников, размахивающих ножом, этот  самый Урал  --  грозная помесь волка и овчарки,-- как  только его  подвели к  ревущему  ветродую, жалобно заскулил  и,  поджав хвост, улепетнул подальше.  Бедняга  милицейский  пес разные ужасы  видел  и слышал  на  своем  собачьем  веку,  ко  многому  его  приучили  в  спецшколе угрозыска, но ветродуя там не проходили.

 Пробовали вывести в  поле  вторую служебно-розыскную собаку  -- и снова тот же бесславный финал: она  так же  позорно оробела и отказалась работать. Очевидно,  все-таки в этих специальных школах  уровень воспитательной работы среди собак недостаточно высок, имеется и там слабинка.

 К ужасу всей  группы, и в особенности ее директора, съемочный день  был начисто сорван. А этот день влетает по смете во много сотен рублей. Директор попробовал  было  намекнуть, что метель вовсе  не обязательна,  но  режиссер посмотрел на него  такими мерцающими глазами, какие бывают, говорят, у тигра перед решающим прыжком к горлу своей жертвы.

 Драматическое  уныние  царило  в  тот  вечер в  избе, где расположилось руководство съемочной группы. Даже Юрий Владимирович Никулин, один из  самых прелестных  и  неунывающих  людей на земле, сколько  ни  пытался развеселить своих товарищей по несчастью, ничего поделать не  смог.  Директор  бормотал, что этих сволочных собак он завтра же снимет с питания и будет жаловаться на них министру,  а  режиссер с  хрустом  заламывал свои нервные пальцы.  И тут кто-то вспомнил, что несколько месяцев назад на киностудию "Мосфильм" пришло письмо, над которым  в свое время  незлобиво посмеялись студийные редакторы. Письмо   пришло  из  Киева   от  сантехника   Михаила   Длигача.   Страстный собаковод-любитель, Длигач писал, что  у него есть умнейший пес Дейк; Длигач сообщал также, что, прочитав в "Новом мире"  повесть "Мухтар", он сочинил по этой  повести  киносценарий   и  предлагает  студии   себя   как   автора  и дрессировщика, а своего Дейка -- как исполнителя главной роли. К письму была приложена фотография красавца пса,  увешанного наградными медалями. Сценарий Длигача оказался неумелым, на письмо ему никто не ответил.

 Нынче   же,  очутившись  в  бедственном   положении,   режиссер   решил воспользоваться подвернувшимся последним шансом. На другой же день сантехник Длигач со своим Дейком были  доставлены самолетом из Киева  в окоченевшее от мороза подмосковное село.

 Дейк плевал  на ветродуй. Пес и  ухом не повел в его  ревущую  сторону. По-видимому, это объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, он вместе со своим хозяином не  раз бывал на аэродромах, пользуясь воздушным транспортом; во-вторых  же  --  и это, пожалуй, главное,-- я не встречал  пса, у которого было бы  так  развито  чувство собственного  достоинства, как у этого Дейка. Даже  с Длигачом  он  держался на равных.  Приказания  хозяина  он  выполнял неукоснительно, однако безо всякого собачьего холуйства,  словно бы  отдавая себе  отчет,  что  Длигач в  некоторых  вопросах старше  и  опытнее. Никакой излишней торопливости, угодливого  заглядывания в глаза  хозяина у  Дейка не было. Он выслушивал  поданную команду и исполнял ее точно и разумно, ибо эта команда усваивалась  Дейком  как  нечто  совершенно необходимое  им обоим  в данное мгновение, и никакие объективные причины и посторонние обстоятельства не  могли помешать псу  исполнить его служебный долг. (Кстати, если подобное отношение к своей  работе и  своему долгу можно выработать  в себе только  с помощью  условных  рефлексов, то  я лично  очень  сожалею,  что мои условные рефлексы худо развились именно в этом направлении.)

 Из  четырех  собак,  снимавшихся  в  роли  Мухтара,  самым  талантливым артистом  оказался  Дейк.  Он даже  полюбил  самый  процесс  съемок;  стоило режиссеру крикнуть в микрофон:  "Внимание. Мотор. Начали!"как Дейк кидался к съемочной площадке, стараясь попасть в ближнюю точку перед кинокамерой.  Его совершенно очевидно  не удовлетворяли массовки и  мелкие эпизоды,  он ощущал себя центральным героем фильма и обожал крупные планы.

 При  всем  том,  была  одна  главная  трудность,  преодолевать  которую приходилось все девять съемочных месяцев. Четыре собаки,  включая  и одареннейшего Дейка, совершенно ни во что не ставили режиссера, оператора и артистов, не  говоря  уж  о директоре группы, должность которого абсолютно не фиксировалась собачьим разумением. Псы признавали только  своего  хозяина. Они  готовы  были  -- правда, с некоторым усилием  над собой -- терпеть артистов рядом, если  те  не слишком нарушали   привычные  для  псов   нормы  поведения.   На   любое  проявление амикошонства,  актерской развязности,  на  желание  болтливо сблизиться  псы отвечали  угрожающим рычанием. А уж какое бы то ни было приказание, отданное артистом,  пес  встречал  таким  ледяным  презрением,  что   артист  неловко смешивался и старался превратить все это в шутку.

 Но ведь на экране Мухтар принадлежит Глазычеву, беззаветно  любит  его, слушается  малейшего его слова.  А Глазычева  играет Юрий Никулин.  А Дейку, Уралу и  двум  другим собакам Никулин напрочь безразличен. Безразличен --  в лучшем случае, а то и попросту враждебен, поскольку он для них "чужой".

 Еще в  самом начале работы,  когда Дейк  был  только-только утвержден в роли Мухтара, Длигач тотчас же обратился к Никулину с просьбой:

-- Юрий Владимирович, разрешите мне называть вас Юрой.

 Никулин удивленно посмотрел на него.  -- Видите ли,-- пояснил Длигач,-- мой Дейк  любит  короткие имена:  Юрий Владимирович -- это  для него слишком длинно. Я  буду  подавать ему команду:  "Иди к  Юре!" или  "Иди  с Юрой!". А каждый  раз  говорить  ему:  "Иди  к Юрию  Владимировичу" или "Иди  с  Юрием Владимировичем"- это было бы для него слишком официально и утомительно.

 Вот почему, если бы зрители фильма услышали черновую фонограмму съемок, то они  несказанно поразились  бы количеству "лишних" реплик, лишних потому, что  реплики  эти подавались  не героями  фильма, а  Длигачом и  проводником милицейских собак. Псы ведь исполняли лишь то, что им велели их хозяева.

 Были на съемках случаи крайне рискованные. Я говорю о тех эпизодах, где по  ходу сюжета следовало натравливать злобного пса на  артистов. По грозной команде:  "Фасе,  Дейк!"  или  "Фасе, Урал!"-  собака спускается хозяином  с поводка  и в ярости мчится  на  заклятого врага.  Как  бы  ни был  умен пес, невозможно, подав эту страшную команду, тут же шепнуть ему, рассвирепевшему, на ухо: "Пожалуйста, делай все по-нарочному!.." То есть шепнуть-то, конечно, можно, однако  пес  в  это мгновение  знает и чувствует лишь одно: ему  надо оградить своего любимого  хозяина  от  смертельной опасности, оградить  даже ценой  собственной жизни!  И всю свою мощь, отвагу  и злобу пес вкладывает в этот рывок по команде "фасе!".

 И  вот  представьте  себе.  На  заслуженную  артистку  Аллу  Дмитриевну Ларионову надо натравить Дейка. Этого требует  сюжет эпизода. Мало того. При съемках любого фильма оператор непременно делает несколько дублей  -- один и тот  же  эпизод  снимается не единожды, а три-четыре  раза,  порой и гораздо больше.  Значит, разъяренный Дейк  по команде "фасе!" кинется на  Ларионову, рыча  повалит  ее, станет рвать,  и это надо повторять  и повторять,  покуда режиссер и оператор не сочтут, что дубль получился достаточно реалистично.

 Сперва решили, что в этом эпизоде будет сниматься не Алла Дмитриевна, а ее  дублерша.  Строжайшие меры предосторожности были  приняты: тело артистки под шубой обмотали пластами плотного войлока -- прокусить этот защитный слой пес  не смог  бы. Длигач, стоявший поблизости,  напряженно следил  за каждым движением своего  Дейка,  готовый в  любую долю  секунды броситься в  кадр и мгновенно оторвать пса от артистки. И все-таки, и все-таки... страшновато! Я вполне понимал и  искренне жалел  дублершу,  когда  увидел после  съемок  ее бледное, осунувшееся и все еще испуганное лицо. Однако на другой день, когда мы просматривали отснятый и отпечатанный материал, Алла Дмитриевна Ларионова сказала режиссеру:

--  Мне  не нравятся  эти кадры  с моей  дублершей.  Я очень  прошу вас переснять их с моим участием: пусть Длигач спускает Дейка по команде "фасе!" на меня -- я не боюсь.

 Долго упрашивать  режиссера не  пришлось:  наличие  дублеров  в  фильме всегда  несколько  противоестественно,  в  особенности  если  эпизоды  с  их участием должны выглядеть хоть сколько-нибудь психологически значительными.

 И вот все пошло сызнова. Однако теперь Длигач нервничал еще более -- он уже   устал  от   напряжения.  Вся  группа  снова  взволнованно  следила  за происходящим на съемочной площадке. А происходило вот что. Как  только Дейк,по  велению  хозяина, огромными скачками кидался  навстречу Ларионовой и,  с разбегу опрокидывая ее на  снег, впивался своими литыми клыками в  ее  шубу, нервы  Длигача окончательно  сдавали --  он бросался  в кадр, хватал  пса за ошейник, тащил на себя, вопя истерическим голосом: -- Фу, Дейк!.. Фу!.. И тут  уже начинал не  на шутку  раздражаться  режиссер:  дубль  шел за дублем,  а  Длигач  так  поспешно врывался в  кадр,  что должного количества метров полезной пленки никак не получалось.

 Тогда  режиссер объявил десятиминутный перерыв и, пошептавшись о чем-то с рабочими, обслуживающими съемочную площадку, снова крикнул в  микрофон: -- Внимание. Мотор.  Начали!.. Все шло своим чередом. В  пятый раз кинулся Дейк на Ларионову, и в пятый же раз Длигач рванулся было  к своему псу, но теперь крепкие руки рабочих обхватили его сзади, с боков и не выпускали до тех пор, покуда режиссер  с оператором  не сочли,  что реализм этого  эпизода  достиг апогея.

 Именно  этот  дубль  и  вошел   в   фильм.  Мужество  Ларионовой   было вознаграждено   восхищением  группы;  к  счастью,   артистка   нисколько  не пострадала -- Дейк сжимал  свои мощные челюсти именно  там, где  был настлан под шубой войлок.

 Все те ответственные места в фильме, в которых пес должен был  "играть" как  артист, исполнял Дейк. Разумеется, ему помогали  настоящие артисты, и в первую очередь Юрий Владимирович Никулин. Драма пса Мухтара, его трагическая старость никого бы из зрителей не тронула, если бы рядом с ним и даже вместо него душевно  не переживал  бы,  не страдал бы  его  проводник  Глазычев  -- Никулин.

 Так или  иначе,  однако  к  концу фильма  Дейк  должен был выглядеть на экране  особенно  несчастным и больным -- этого  требовала судьба  его героя Мухтара. А  как  прикажете  сделать  здорового,  крепкого  пса  несчастным и одряхлевшим после тяжелого ранения?..

 Прежде всего было  решено, что Дейку надлежит прихрамывать. Для этого к его  задней  лапе  подвязывали  резинкой кусочек твердой  проволоки  --  она легонько  покалывала  ногу  при  ходьбе, это было не больно,  но  достаточно неудобно, как  выражаются врачи --  дискомфортно. Затем  морду  пса обмотали бинтами -- Мухтар ведь был ранен в голову. Следовало еще  как-то одряхлить и всю  наружность собаки,  сделать ее старчески неряшливой. Полили Дейка водой из Дона  -- съемки  летней  натуры  происходили  под Ростовом,-- шерсть  пса слиплась, но жара в те июльские дни стояла неистовая, Дейк мгновенно обсыхал и молодел -- неряшливость не получалась.

 Как всегда,  ранее  других нашелся Юрий Никулин. --  Братцы!-- радостно вскрикнул он.-- Давайте обмажем Дейка вишневым сиропом!..

 Пса   полили  сиропом,  шерсть  его  неаккуратно   свалялась,  накрепко слиплась, и  теперь уже Дейк выглядел совершенно обездоленным: забинтованная в  эту  адовую  жару  голова,  покалывание  проволокой  при  каждом  шаге  и омерзительное для опрятной собаки неряшество -- все это делало его  искренне несчастным.

 В одном же смысле, чрезвычайно для фильма важном, нам просто повезло.

 Не думая о том, насколько  сложно будет  изобразить  это  на экране,  я сочинил в сценарии эпизод, где, покалеченный пулей, инвалид Мухтар с трудом, повизгивая от собственного бессилия, сползает с  лестницы. Сочинить-то я это сочинил, а вот как убедить собаку сыграть подобную штуковину?!

 И тут нам  повезло. Оказалось, что Дейк в щенячьем возрасте упал как-то с высокого подоконника и изрядно  расшибся  при этом. К счастью  для нас,  у него и сохранилась с  тех давних времен боязнь высоты. Воспользоваться  этим было  уже  просто.  Очутившись  на  узкой площадке  круто и  высоко поднятой лестницы -- туда его для съемок внесли,-- Дейк оробело поглядывал вниз,  как самоубийца в пропасть.  Внизу же  стоял его хозяин  и жестко требовал:

-- Ко мне, Дейк! Ко мне!..

 Жалобно  поскуливая  и  припадая  брюхом  к  ступеням,  пес медленно  и неуверенно переставлял  лапы,  сползая  по лестнице к  ногам... Никулина.  А хозяин стоял сбоку, вне кадра.

 Месяца  за  два до  окончания работы  над  фильмом,  когда  группа  уже вернулась из длительной  ростовской экспедиции  в  Москву -- предстояли лишь павильонные съемки на киностудии,-- Никулин предложил Длигачу:

--  Переезжай,  Миша, вместе с Дейком ко мне домой. Зачем тебе мыкаться по гостиницам, да и с псом я подружусь еще больше...

 Работая  рядом  с Дейком, изображая его  любимого проводника,  Никулин, естественно, привязывался к собаке все искреннее, искренне же полагая, что и собака становится его верным душевным другом.

 Наконец-то съемки  фильма  закончились. Настал грустный  день  разлуки. Длигач  с Дейком  уже давно  жили в квартире  Юрия Владимировича. Он  поехал провожать их на Киевский вокзал. Прохаживаясь по перрону вдоль поезда, Никулин не без гордости сказал:

-- А все-таки, Миша, Дейк полюбил меня больше, чем тебя!

-- Почему  ты так  думаешь?-- спросил Длигач.

--  Да  потому что каждое утро, в восемь  часов, Дейк  подходил к моей кровати, тыкался в меня носом и просил, чтобы я вышел с ним погулять. Меня просил, а не тебя!

--  Видишь  ли,--  сказал  Длигач,-- каждое утро, без пяти  восемь,  он пробовал будить меня, но я говорил ему: "Иди к Юре!", после этого он и шел к тебе...

 Автор сценария не принимает близкого участия в съемках своего фильма. Я ездил  с группой в  экспедицию  под Ростов, бывал десятки раз  в  павильонах "Мосфильма", всегда ощущая  себя некоторой  обузой  для группы.  Однако меня неизменно влекло к двум артистам: к  Юрию Владимировичу Никулину, которого глубоко и нежно  полюбил, и к  Дейку, для которого  я так и остался чужим  и ненужным.


Интересные факты

 Вы когда-нибудь интересовались тем, сколько романов за вечер может завести самец морской свинки? А знаете ли вы, какого размера была самая маленькая кошка? А может быть, вам интересно ли вам, какой вес был у самой тяжёлой собаки на Земле?  Даный раздел, составленный по материалам книги рекордов Гиннесса, удовлетворит ваше любопытство.

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Самая маленькая из современных собак - йоркширский терьер по кличке Большой Босс, принадлежащий доктору Чай Ханча-какому (Таиланд). В возрасте 1 года он был высотой 11,94 см и длиной 12,95см.
Самой маленькой собакой в истории был йоркширский терьер, принадлежавший Артуру Марплсу (Великобритания), высота в холке которого составляла 6,3 см, а длина 9,5 см. Он умер в 1945 г., как раз перед своим вторым днем рождения.
Самая высокая ныне живущая собака - датский дог по кличке Харвей, владельцем которого является Чарльз Додман (Великобритания). Высота собаки в холке составляет 1,54 м. Харвей съедает 3,6 кг консервированного собачьего корма в день. Высота датских догов в холке в среднем составляет 75 см.

САМАЯ УВЕРТЛИВАЯ СОБАКА

Колли по кличке Джаз установил рекорд скорости, пройдя путь между 60 столбами за 12,98 с. Рекорд установлен 4 декабря 1999 г.

САМАЯ ТЯЖЕЛАЯ ИЗ ЖИВУЩИХ СОБАК
Келл, английский мастифф, принадлежащая Тому Скотту (Великобритания), - самая тяжелая из живущих собак, ее вес составил 130 кг 18 августа 1999 г. Она питается по особой диете, употребляет много белков, включая нарубленное мясо, яйца и козье молоко.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ ЗАПЛЫВ СОБАК
2 сентября 1995 г. два Лабрадора, Кай и Джипси, переплыли пролив от озера Ла-наи до озера Мауи, Гавайские острова, США, со своим владельцем Стивом Фишом (США). Они проплыли расстояние 15,2 км за 6 часов 3 минуты 42 секунды

ПЕС-АРТИСТ
Чанда-Лиан, малый пудель, принадлежащий дрессировщице Шарон Робинсон (Канада), исполняет 469 трюков, куда входит игра на пианино и предложение платка, когда кому-нибудь надо высморкаться.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПРЫЖОК СОБАКИ В СВОБОДНОМ СТИЛЕ
28 июля 1999 г. во время Большой выставки собак в Эдмонтоне, Альберта, Канада, русская овчарка по имени Вольф совершила прыжок в вольном стиле на высоту 160 см. Хозяйкой и тренером Вольфа является Сеанна О'Нейл (Канада).

СОБАКИ-ПАРАШЮТИСТЫ

Кэти, дворняга, принадлежащая Джеку Расселлу (Великобритания ), стала рекордсменом среди собак, прыгнув вместе с хозяином с высоты 3658 м над Южной Англией в октябре 1987 г. Она все еще удерживает рекорд Великобритании.
Однако самый знаменитый парашютист - Брутус, миниатюрный даш-хаунд, совершивший прыжок с самолета с высоты 4572 м над оз. Элсинор, Калифорния, США, 20 мая 1997 г. Сейчас на счету Брутуса 71 прыжок.

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ КОШКА

По сообщениям книги Гиннесса, самой маленькой кошкой является гималайско-персидский блюпойнт, которого зовут Тинкер Той; когда он вырос, его длина составила только 19 см. Он принадлежит Катрине и Скотту Форб (США).

КОШКИ-ТЯЖЕЛОВЕСЫ
Кошка по имени ОТ (сокращенно от английского Orange Thing, Рыжее создание), принадлежащая Тому Филлипсу (США), самая тяжелая из ныне живущих кошек. 30 октября 1998 г., в возрасте 8 лет она весила 18,55 кг.
Самой тяжелой из когда-либо зарегистрированных домашних кошек был Джимми, самец пятнистой кошки, принадлежавший Томасу Вайзу (Австралия), который весил 21,3 кг в последний год жизни в 1986 г. в возрасте 10 лет.

САМЫЕ СТАРЫЕ КОШКИ
Ма, самка пятнистой кошки, принадлежавшая Алисе Сент-Джордж Мур (Великобритания), и Гранпа Рекс Аллен, победитель выставки кошек, принадлежавший Джейку Перри, США, жили дольше всех известных домашних кошек. Обоим было по 34 года, когда они умерли 5 ноября 1957 г. и 1 апреля 1998 г. соответственно. Это по крайней мере в 2 раза превышает среднюю продолжительность жизни кошек.

КОШКА С САМЫМ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ПАЛЬЦЕВ
Обычные кошки имеют 5 пальцев на передней лапе и 4 пальца на задней, т.е. всего 18 пальцев. Однако Твинкл Туе, 3-х летняя кошка, принадлежащая Глории Боинш (США), имеет 25 пальцев - по 6 на каждой задней лапе, 6 на передней левой и 7 на правой.

САМАЯ ПЛОДОВИТАЯ КОШКА
Пятнистая кошка по имени Дисти (США) за свою жизнь произвела на свет 420 котят. Это составляет в среднем 28 котят в год в течение 15 лет. Последнее потомство (одного котенка) она произвела на свет 12 июня 1952г.

КОШКА, ПУТЕШЕСТВОВАВШАЯ БОЛЬШЕ ВСЕХ
В феврале 1984 г. кот по имени Гамлет сбежал из клетки во время полета из Торонто и был найден за панельной обшивкой. Он провел там 7 недель, пропутешествовав около 965 600 км, примерно такое же расстояние, как 24 кругосветных путешествия.

САМАЯ СТАРАЯ ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Золотая рыбка по имени Тиш, принадлежавшая Хильде и Гордону Хэнд (Ве-ликобритания), прожила 43 года, с того момента, как их сын Петер выиграл ее на ярмарке в 1956 г. Тиш была такой старой, что ее чешуя стала не золотой, а серебряной ко времени ее смерти в 1999 г.

САМАЯ ТЯЖЕЛАЯ СВИНЬЯ
Большой Билл, польско-китайский боров, владельцем которого являлся В.Дж. Чап-палл (США), весил 1157,5 кг перед смертью в 1933 г. Его высота в холке составляла 1,52м, а длина 2,74м.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ГОЛУБЬ
Гигантский самец канадского голубя, по кличке Док Йек, владельцем которого является Леонард Йек (Канада), 6 марта 1999 г. весил 1,8 кг, а ширина его грудной клетки составляла 12,7 см. Док Йек в 2 раза превышает по размеру и весу среднего голубя той же породы.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВЫВОДОК ХОМЯКОВ
28 февраля 1974 г. самка хомяка, принадлежавшая семье Миллер (США), произвела на свет 26 детенышей. Это больше чем в 3 раза превышает средний размер выводка, который составляет 8 детенышей.

ЧЕРЕПАХА - ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
В 1999 г. Лин Чифа из Южного Тайваня обнаружил в пруду своего сада черепаху с 3-мя головами. Полностью развитыми были только 2 головы. Поскольку в китайской мифологии черепаха считается священным животным, Лин отнес ее в храм, чтобы освятить, а еще он заметил, что черепаха передвигается зигзагом, поскольку ее 2 развитые головы не могут решить, в какую сторону идти.

САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ МОРСКАЯ СВИНКА
Сути, 3-летний самец морской свинки (Великобритания),прославился на весь мир тем, что сбежал из своей клетки и завел романы с 24 партнершами за один вечер. Неудивительно, что в декабре 2000 г. Сути стал отцом 43 морских свинок. 14 февраля 2001 г. Сути получил 206 любовных посланий, некоторые даже из Новой Зеландии.

ПТИЦА, ГОВОРЯЩАЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ
Самка африканского серого попугая (Psilta-cus erythacus) по имени Прадл удерживала звание "Лучшая говорящая попугаеобразная птица" на британской выставке птиц, содержащихся в клетках и вольерах, в течение 12 лет до 1976 г., когда она перестала участвовать в соревнованиях из-за возраста. Прадл приехала в Великобританию из Уганды в 1958 г. и имела удивительный словарный запас из 800 слов.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ ПРЫЖОК ЛЯГУШКИ
Сантжи, южноафриканская остроносая лягушка (Ptychadena oxyrhynchus), за 3 прыжка преодолела расстояние 10,3 м на лягушачьем дерби, которое состоялось в Лурула Наталь Спа, Питерсбург, ЮАР, 21 мая 1977 г. Это примерно половина длины баскетбольной площадки.

САМЫЕ ХРАБРЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Самка сенбернара по имени Барри спасла жизни более 40 человек за время 12-летней службы в Швейцарских Альпах. Среди спасенных был полузамерзший мальчик, попавший под лавину, в которой погибла его мать. Барри накрыл собой мальчика, и лизал ему лицо, пока он не очнулся, а затем отнес в ближайшее жилище.
19 мая 1997 г. Австралийский Красный Крест отметил заслуги ослов, служивших в армии в кампанию 1915-1916 гг. От имени своих собратьев награду получил ослик Мерфи (посмертно), вынесший тысячи раненных солдат в полевые госпитали.
В декабре 1999 г. Чарли, 3-летний серый попугай, спас жизни Патриции Тан-никлайф из Дерхема, Великобритания, и ее 5-летнего ребенка во время пожара, начавшегося в доме от новогодних огней. Пронзительные крики Чарли разбудили миссис Танниклайф, которая вынесла из дома ребенка невредимым. Чарли повезло меньше.

КРОЛИКИ-РЕКОРДСМЕНЫ
Тоби III, черный самец английского Я кролика, живущий у Фила Ви-лера (Великобритания), имеет самые длинные уши среди кроликов - их длина составляет 75,6 см, а ширина - 18,24см.
Самый большой кролик был зарегистрирован в апреле 1980 г., когда 5-месячная самка французского кролика весом 12 кг была выставлена на ярмарке в Реусе, Северная Испания.
Самые маленькие - нидерландские и польские карликовые кролики. Они в 10 раз меньше, чем кролики породы "лоп", и весят от 0,9 до 1,13 кг.


 


  Яндекс цитирования

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

ЛЮБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ И ФОТОГРАФИЙ С САЙТА ТОЛЬКО ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ВЛАДЕЛЬЦЕМ.

Контакт:         ICQ: 444158368      Телефон: 8-912-49-65-609, 8-951-93-654-90

Последнее обновление: 26.10.2008

Hosted by uCoz